ПОРА ГОТОВИТЬСЯ К МАССОВЫМ АКЦИЯМ ПРОТЕСТА

 

Озвученное Президентом В. Путиным намерение перейти к избранию высших должностных лиц субъектов РФ законодательными собраниями территорий по представлению главы государства вызвало самую сильную реакцию в обществе за все время его президентства. И это естественно. Всех, кто высказывается на эту тему в прессе, легко отнести к одной из трех групп. Одни (у кого, видимо, рыльце в пушку) поспешили заявить о полной поддержке этим намерениям. Другие отрицательно отнеслись к затее Президента, заняв принципиальную позицию о недопустимости вмешательства Президента РФ в процедуру выбора губернаторов, президентов республик, и т.д. Третьи – это «болото» или люди, ведущие какую-то свою игру. Они могут долго говорить о своей приверженности к демократии но, в принципе, ничего против намерений Президента не имеют. Они не хотят замечать, что его намерения идут вразрез со всеми его заверениями о необходимости построения гражданского общества. И даже заявляют, что демократии это не грозит. К ним можно отнести, например, бывшего гл. редактора “Независимой газеты” В. Третьякова, который в “Российской газете” от 17.09.04 предложил меры, компенсирующие негативные последствия от реализации намерений Президента. Однако никакие меры от ликвидации необходимого элемента в системе сдержек и противовесов, не помогут.

Можно с уверенностью сказать, что убежденные и искренние демократы находятся во второй группе. С такой же уверенностью нельзя сказать о тех, кто высказал свое отношение к чисто пропорциональной системе выборов в Госдуму, т. е. только по партийным спискам. Эта система, по замыслу Кремля, должна придти на смену нынешней смешанной системе, которая конечно же должна быть подвержена изменению, но не таким образом. В результате ликвидации одномандатных округов в Госдуму невозможно будет пробиться новым политическим силам, которые обретут у народа доверие. К сожалению, этого дефекта чисто пропорциональной системы многие убежденные и искренние демократы не замечают.

Попытки с помощью таких мер реформирования системы управления государством укрепить российскую государственность, искоренить терроризм и укрепить доверие к власти, о чем говорит Президент, приведут к обратному. Под большим вопросом может оказаться даже единство страны.

Для укрепления государственности и доверия к власти требуются совершенно новые кадры, не запятнанные коррупцией, одержимые идеей превращения России в демократическое государство, не зависимое от США и международной финансовой олигархии. Опираясь на нынешнее в большинстве своем нравственно разложившееся чиновничество и “карманных” депутатов, В. Путин и немногочисленное ядро его единомышленников в условиях централизации исполнительной власти не смогут подобрать такие кадры. Тем более, если вертикаль исполнительной власти будет доведена до местного самоуправления, что уже предлагают сделать наиболее ретивые карьеристы. Новые кадры команде Путина может поставить только народ через свободную систему выборов, предполагающую и гораздо более широкую свободу выдвижения и регистрации кандидатур, чего нынче нет.

Попытки перейти на путь развития, близкий к китайскому, опоздали лет на 30-40. Россия уже давно перешагнула критический уровень коррумпированности в стране, при котором еще возможно развивать рыночную экономику в условиях иерархической системы исполнительной власти.

Реализация намерения В. Путина позволит объединить ныне грызущиеся организованные преступные группировки федерального и регионального масштабов и уже поэтому крайне осложнит борьбу с коррупцией и хищениями бюджетных денежных средств. Мало того, для коррупционеров появятся новые возможности – при подборе для Президента РФ кандидатур на высшие должности субъектов РФ.

Высшие должностные лица субъектов РФ, избранные законодательными собраниями этих субъектов, а, по сути, ставленники Президента РФ, освободят себя от чрезмерных для них обязанностей нравиться избирателям. Встречи с избирателями будут заменены роскошными приемами инспекторов из Москвы, где еще сильнее будут процветать чинопочитание, лицемерие, угодничество, пренебрежение к простым людям. Скопища снобов и подхалимов, карьеристов и мошенников, и просто приспособленцев, не отягощенных никакими идейными соображениями, не смогут стать центрами сознательного сплочения народа в борьбе с терроризмом и за светлое будущее. Они будут способствовать лишь дальнейшему нравственному разложению общества и усилению озлобленности, которая будет умело направляться в сторону инородцев. Конкурентная борьба, которая по вине федеральных структур носит сейчас в основном криминальный характер, исчезнет вовсе, что приведет к росту цен, падению производства, усилению социального расслоения. Все это, а также рост внесудебных расправ вызовет всеобщее недовольство населения, прежде всего, на Северном Кавказе. Это недовольство теперь будет полностью направлено в сторону Кремля, а все попытки спросить с Президента за его деяния, будут расцениваться как противозаконные акции и жестоко подавляться.

Возникнет серьезная опасность распада страны на враждующие государства, чего добиваются явные и скрытые противники России. Таким образом, если все мы, кто хочет видеть Россию процветающим и умеющим постоять за себя государством, поддержим эту реформу, то попадем в заранее расставленную для нас ловушку.

В качестве альтернативы намерениям В. Путина можно предложить использование федеральных силовых органов для обеспечения порядка при выдвижении кандидатов на выборные должности действительно демократическим путем и проведении честных выборов в регионах. У федеральных структур всегда были такие возможности, но их силы почему-то используются отдельными корпоративными группировками, причем теми, кто больше заплатит. Федеральная власть не должна вмешиваться в процедуру выборов даже тогда, когда увидит, что имеет шансы на власть явный криминал. Когда возникают такие ситуации, это означает, что для избирателей явный криминал менее страшен, чем неявный. Бывший зэк, искупивший свою вину в колонии, может быть гораздо порядочнее алчного чиновника или бизнесмена, по которому, может статься, уже давно плачет тюрьма. Кроме того, избиратели часто руководствуются поговорками: “клин клином вышибают”, “чтобы выправить, надо перегнуть”. А если они ошибутся, то сами же и исправят свою ошибку на следующих или внеочередных выборах, если будет облегчена возможность их проведения.

Вызывает серьезное беспокойство не только предстоящее реформирование исполнительной власти, но и уверенность Президента в конституционности такой реформы. Утверждение В. Путина, что данный порядок образования исполнительной власти базируется на общих положениях Конституции”, вызывает невольные ассоциации с временами, не столь отдаленными, когда любые противозаконные решения Партии и Правительства СССР, в том числе, силовых органов, могли быть подведены, а, по сути, притянуты за уши, под соответствующие статьи Конституции и Уголовного кодекса.

Даже не юристам понятно, что задуманная реформа исполнительной власти сводит на нет федеративный принцип функционирования государства, о чем заявлено в ст. 1 Конституции РФ, лишает субъекты РФ возможности самостоятельно устанавливать у себя систему органов государственной власти, что гарантируется ст. 77 Конституции РФ, и заставляет людей снова привыкать к ложным названиям, каким недавно было РСФСР.

Поэтому та легкость, с которой многие именитые политологи, прикормленные властью, поспешили признать заявленную В. Путиным реформу как вполне конституционную, нельзя объяснить ничем иным, как стремлением подтвердить свою верность Президенту, боясь отстранения от кормушки.

В возникшей ситуации, когда снова поставлена на карту судьба нашей России, нельзя просто ждать и надеяться на то, что Парламент и Конституционный суд не пропустят антиконституционные законы. Каждый из нас должен подумать над тем, что лично он может сделать, чтобы не допустить принятия соответствующих законопроектов по реформированию исполнительной власти. Как бы наши дети и внуки не упрекнули нас в будущем: «Вам было лень выйти на митинг, а нам теперь приходится идти на баррикады». Так что надо готовиться к массовым акциям протеста. Возможно, власть хочет выяснить, есть ли у нас в России зачатки гражданского общества. Так давайте покажем, что есть.

 

Маслов Владимир Николаевич,

член правления межрегиональной общественной организации “СоДействие”,

доцент Волго-Вятской академии госслужбы. г. Нижний Новгород, 22.09.04.

Hosted by uCoz