ОСНОВНЫЕ
БАРЬЕРЫ НА ПУТИ К ДЕМОКРАТИИ
В.
Н. Маслов
Представления
о законах человеческого развития у всех разные. Но если исходить из гипотезы
циклически поступательного развития общества, которая находит в мире все большее
подтверждение, нашей стране рано или поздно суждено было на время опуститься в
очередную впадину, прежде чем страна обретет устойчивое развитие. Количество
впадин, крутизна, глубина, длительность, другие параметры каждой впадины во
многом зависят от субъективных факторов.
Советский
Союз был уникальной страной: если пользоваться марксистской классификацией
обществ (по признаку отношения к собственности различных слоев населения), то
СССР можно назвать суперфеодальным государством, так как почти всей
собственностью управляла столичная бюрократия. Поэтому можно сказать, что в 1990
– 1993 г. г. произошла 1-я буржуазная революция, а началась она с отмены 6-й
статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС. Вследствие перерождения
верхушки либералов в неоконсерваторов (людей, заинтересованных в сохранении за
собой полученных постов и приватизированной собственности), расцвета коррупции,
бюрократия перехватила инициативу и свернула с демократического пути на путь
построения аналога феодального государства. Согласно теории марксизма Россию
впереди ждет 2-я буржуазная революция. Насколько она станет мирной, будет
зависеть от поведения властей и оппозиции.
Главным
барьером на пути к демократии в России после октября 1993г. явилась
разобщенность и идейная слабость демократических сил. Причинами этого можно
назвать падение нравов в обществе, наступивший идеологический хаос. Но основная
причина – в том, что поляризация политических сил в России проходила в основном
по линии космополитизм – национализм и в зависимости от отношения к событиям
осени 1993г. А это вызвано тем, что либералы-реформаторы вынуждены были искать
поддержку стран Запада в их борьбе против тоталитаризма, олицетворением которого
они считали КПРФ. Коммунисты же, обвинив либералов в развале СССР и попытках
развалить Россию или превратить ее в сырьевой придаток Запада, вынуждены были
занять несвойственную им националистическую нишу. Многие люди демократических
убеждений оказались на разных полюсах. Война в Чечне надолго закрепила такую
поляризацию. После выборов в Госдуму в декабре 2003г. наметилась тенденция к
изменению ситуации. Далеко не радостные перспективы [1] предстоящего правления
«Единой России», выражающей интересы неоконсерваторов (коррумпированной
бюрократии вкупе с олигархами), заставляют демократов, находящихся пока на
разных полюсах, искать общий язык. Уже появились трещины в блоке «Родина» и
Союзе правых сил, несмотря на то, что СПС главной угрозой обществу по-прежнему
считает национал-социализм. Скоро основное размежевание политических сил будет
проходить, как и подобает в таких ситуациях, в зависимости от отношения к
собственности и свободе предпринимательства. Демократические силы (и правые, и
левые) вынуждены будут сплотиться и выработать единую платформу борьбы против
неоконсерваторов, которые по-прежнему будут вносить в ряды демократов раскол,
подбрасывая и раздувая очередную угрозу порабощения или расчленения России.
Серьезным
барьером на пути к демократии является также однотуровая избирательная система
при выборах в представительные органы власти. Она не позволяет блокироваться
потерпевшим поражение политическим силам с тем, чтобы во втором туре победить
своего главного соперника. Значит, предстоит, во-первых, научиться выявлять
рейтинг потенциальных кандидатов от демократов задолго до выборов и
договариваться о едином кандидате, а во-вторых, – выработать предложения по
изменению избирательной системы. Выборы не обязательно должны проходить в два
тура. Изучения заслуживает избирательная система (имеющая место в Германии), в
соответствии с которой выборы хотя и проходят также в один тур, но избиратель,
отдавая голос конкретному кандидату, одновременно голосует за партию, к которой
он принадлежит. Голоса, которые приобретают не победившие кандидаты одной
партии, не пропадают, а суммируются.
Наконец,
барьерами на пути к демократии являются также недемократический менталитет
основной массы населения; отрыв от народа и малочисленность общественных
объединений, которые могут составить основной костяк демократической оппозиции.
Значит, демократам предстоит приложить усилия к проведению разъяснительной
работы среди населения, изменению его менталитета, обретению у него доверия и
построению полноценного гражданского общества. Прежде всего, должны
переосмыслить свое предназначение некоммерческие организации, избалованные
финансовой поддержкой Запада. Имея определенный опыт, знания, они совместно с
политическими объединениями вполне могут помочь самоорганизации населения:
созданию и преобразованию на демократических принципах (прежде всего – на
принципе разделения властей) товариществ собственников жилья, структур
территориального общественного самоуправления, управления садоводческими
товариществами и т. д. Без такой самоорганизации не может быть гражданского
общества и настоящего местного самоуправления [2].
Демократические
силы могут заставить власть пойти на осуществление действительно демократических
реформ только при условии, что будут ликвидированы вышеперечисленные барьеры.
Литература.
1. Евгений Примаков: 2003-й – итоги, 2004-й – начало. – «Российская газета» от 16.01.2004г.
2. Маслов В. Н. Основы концепции развития местного самоуправления в России. – «Проблемы местного самоуправления», МЭПИ, 2002, №2
Н.
Новгород, ВВАГС, 10.02.04.
Статья отправлена на
Всесоюзную научно-практическую конференцию “Особенности постсоветских
трансформационных процессов” (Пенза, ПДЗ, февраль
2004г.)